Отчёт по мероприятиям

Безопасность ребёнка в сети интернет

развернуть

Видео-ролик на тему:

"Безопасность ребёнка в сети интернет".

свернуть

Правовая культура подростков глазами взрослых

развернуть

Права человека – это права, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека вне зависимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков, которые гарантируют людям полноценную жизнь в обществе, каждому дают возможность раскрыться как личности. Важнейшим документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека. Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости заявила о приверженности нормам международного права и о том, что суверенитет страны объявлен во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина. Всеобщая декларация прав человека предусматривает равенство и свободу всех людей с момента их рождения. Однако маленькие дети естественным образом ограничены в правах: ведь они многого не знают, не имеют жизненного опыта и не могут нести полноценную ответственность за свои поступки. Чем старше становится ребенок, тем больше личных прав и личной ответственности он приобретает. До определенного возраста интересы детей защищают родители или опекуны. Они несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Когда речь идет о правах ребенка, то подразумеваются в первую очередь его права как личности. Ребенок, как любой человек, имеет право на уважительное отношение, достойное существование и развитие своих способностей. Ребенок имеет право: на жилище; на жизнь и здоровое развитие; на особую заботу при ограниченных возможностях; на равные права независимо от национальности, пола и религии; на образование; на семью; на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности; на пользование родным языком; на собственное мнение и право свободно выражать его; на здравоохранение и социальное обеспечение; на полезное и качественное питание; на отдых и досуг, участие в играх, культурной жизни, занятие искусством; на защиту от экономической эксплуатации; на защиту от жестокого обращения; на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации. В 1989 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В ней закреплены международно признанные права детей. В основе Конвенции лежат четыре общих принципа, при соблюдении которых каждый ребенок сможет развиваться гармонично и реализовывать свои способности. Республика Беларусь также присоединилась к этой Конвенции. Общие принципы Конвенции о правах ребенка Свобода от дискриминации Дети разного пола и возраста имеют различные интересы и потребности, но все они наделены одинаковыми правами и должны иметь равное обращение вне зависимости от пола, национальности, происхождения, состояния здоровья. Наилучшее обеспечение интересов ребенка Принимая решения и планируя свои действия, взрослые всегда должны учитывать интересы ребенка. Этот принцип касается семьи, органов власти, судов, государственных и частных институтов. Права ребенка на жизнь и развитие Родители обязаны делать все возможное, чтобы ребенок мог нормально развиваться и реализовывать свои способности. Государство предлагает родителям всевозможную помощь и поддержку. Если, несмотря на помощь государства, родители не могут обеспечить ребенку необходимые условия, государство берет эту обязанность на себя. Уважение взглядов ребенка В любых вопросах, которые касаются ребенка, необходимо прислушиваться к нему, учитывать его мнение, а не просто принимать решение за него, пусть даже в его интересах. Данный принцип следует соблюдать во всех аспектах жизни ребенка.

свернуть

Семинар-практикум: «Мой ребенок -подросток»

развернуть

1.«Почувствуй ребенка».

Родителям предлагается почувствовать в повседневном общении с ребенком моменты его различных переживаний и называть их при обращении к ребенку. Например, «Ты огорчен...», «Тебя радует...».

2.«Что нам должны дети?».

Заметить, сколько раз во время разговора с ребенком было произнесено слово «должен». Почувствовать, как реагирует ребенок на слово «должен», попробовать заменить это слово другим, отметить реакцию.

3.«Насколько вы принимаете своего ребенка».

В течение 2—3 дней подсчитайте, сколько раз вы обратились к ребенку с эмоционально положительными высказываниями (радость, приветствие, одобрение, поддержка) и сколько с отрицательными (упреки, замечания, критика, обвинение и др.). Если число положительных равно числу отрицательных, то с общением все благополучно.

4.«Радостная встреча».

Представьте, что встречаете лучшего друга. Как вы показываете, что он дорог вам и близок? Теперь представьте, что это ваш ребенок, который приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Теперь это надо проделать на самом деле до всех других слов и вопросов. Хорошо бы продолжить эту встречу в том же духе в течение нескольких минут.

5.«Я-сообщение».

Попробуйте говорить от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не давайте характеристику ребенку и его поведению.

6.«Ты мне дорог».

Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Неплохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи. Обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные.

Запомните! 1. Смотрите на своего ребенка как на самостоятельную личность. 2. Говорите с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива. 3. Все время доказывайте своим поведением, что умеете держать слово. 4. Держите себя так, чтобы ребенок не боялся идти к вам с любым вопросом даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный. 5. Прежде чем пристыдить или наказать ребенка, постарайтесь понять, из каких побуждений он совершил свой поступок. 6. Не обращайтесь с ним все время как с маленьким. 7. Не балуйте и не делайте за него то, что он мог бы делать сам. 8. Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой...», «Мне нравится, как ты...», «Ты, конечно, спра- вишься...», «Как хорошо, что ты у нас есть...» и др. 9. Чаще вместе проводите свободное время. 10. Поддерживайте успехи ребенка. 11. Конструктивно решайте конфликты.                                                              

Памятка для родителей подростка.

1. Давайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и долго удерживать его возле себя не удастся, а непослушание стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Помните: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда родители и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

Несколько правил общения с подростком.

1.Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

2.Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.

3.Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

4.Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.

5.Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. 6.Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.

7.Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ребенку выполнить самому.

8.Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

9.Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом.

10.Чтобы избежать дальнейших проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Памятка для родителей (в конфликтной ситуации) Уважаемые папы и мамы! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.

2. Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

свернуть

Воспитание здорового ребёнка в семье

развернуть

Памятка: "Как относиться к школьной отметке ребёнка?"

развернуть
  1. Не ругайте ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Иначе он будет врать и изворачиваться, чтобы быть в Ваших глазах хорошим.
  2. Сочувствуйте своему ребёнку. И объясните ему, что хорошие знания он может приобрести в результате ежедневного упорного труда на уроках и дома. В классе помогает учитель, дома – родители.
  3. Не учите своего ребёнка ловчить, приспосабливаться ради положительной отметки.
  4. Поддерживайте ребёнка в его пусть незначительных достижениях.
  5. Хорошее или плохое запоминается надолго. Пусть ребёнок получит хорошую отметку, чтобы его отметили. А вскоре получать хорошую отметку станет привычкой.
  6. Говорите о положительных результатах своего труда, чтобы ему хотелось Вам подражать, чтобы он видел, что, чтобы чего-то достичь, надо потрудиться.
  7. Когда Вам хочется отругать ребёнка за плохую отметку, вспомните себя в его возрасте.
  8. В конце концов, радуйтесь тому, что у Вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Буклет:

"Школьные отметки в жизни ребёнка".

свернуть

Профилактика проблемного поведения несовершеннолетних

развернуть

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Многие дети в этом возрасте разительно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться со злом, давайте разберемся в причинах его возникновения. Проблем у переходного возраста много: неуверенность в себе, тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. И воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть.

Причины вызывающего поведения подростков:

1.Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. «Отстань!», «НЕ лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

2.Высокий уровень тревожности. В семье не правильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности. («Ничего хорошего из тебя не получится! Ты не сможешь справиться с этим заданием!»). Либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

3.Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у ребенка нет чуткого ощущения "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.

Социальная сфера. Ребенку необходимо занять определенное место в своей референтной группе. Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где дети приобретают новые формы поведения и получают определенный статус. Именно в этот период родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них, ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Ребенку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека. Но своим поведением дети изучают и вашу реакцию. Им важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности.

Давайте потренируемся!

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен учиться!»

«Я уверена, что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека»

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»

«Ты опять врешь!»

«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду», «Мне не нравиться, когда меня обманывают, постарайся больше так не делать»

Попробуйте самостоятельно предложить фразы, более мягкие и позитивные, сохраняя общий смысл высказывания.

«Мы в твои годы жили гораздо хуже!»

«Ты должен ценить заботу старших!»

«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

«Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

Практические рекомендации

- При общении с подростком применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей.

- Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т.д.)

- Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

- Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное.

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирай правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не может быть!» и т.п.

Памятка для родителей

  1. Дайте свободу.Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
  2. Никаких нотаций. Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.
  3. Идите на компромисс.Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.
  4. Уступает тот, кто умнее.Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой.
  5. Не надо обижать.Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
  6. Будьте тверды и последовательны. Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.
свернуть

Меры поощрение и наказание в современной семье

развернуть

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства.  Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

> дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных    недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

> дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

> самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку без оценочного сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

  1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
  2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

  1. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
  2. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
  3. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

НАКАЗАНИЕ

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви.

свернуть

«Как научить своего ребёнка жить в мире людей»

Семинар-практикум (онлайн)
развернуть

«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе – вот самый верный способ нравиться людям, какой я только знаю».

                                                                                                              (Ф. Честерфильд)

 

Ребенку, только вступающему в мир человеческих взаимоотношений, порою бывает трудно построить отношения со сверстниками и взрослыми так, чтобы получить желаемое и не обидеть собеседника. Естественно, все без исключения родители хотят видеть своих детей умеющими общаться с людьми. У ребят же не всегда это получается, и задача взрослых помочь им. Задачи  взрослых в воспитании культуры поведения детей.

  1. Воспитание уважения к людям.
  2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах.
  3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.

Воспитание уважения к людям осуществляется главным образом, через семейное воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поступятся ничем. Если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

Помните: - Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень скоро вернёт их вам.

- Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка. - Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас. - Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

- Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и пишется достаточно много. Дети знают, что нельзя: громко кричать, драться, перебивать в разговоре другого человека, списывать из чужой тетради, задавать неуместные вопросы, свистеть, жадничать, врать, молчать, если кто-то совершил плохой поступок, завидовать кому-то, быть равнодушным к чужой беде, навязываться в друзья и т.д. Но многие из них не выполняют этих норм поведения на практике.

Почему же, зная нормы поведения, дети, а подчас и родители, их не выполняют? Да всё просто:

  1. Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила - причина простая и легко исправимая.
  2. Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями
  3. Иногда ребёнок знает правила поведения,знает, как их выполнять, но… не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то.
  4. Часто ребята не выполняют правила,считают их не нужными, неважными, что их просто придумали взрослые.

А что мы подразумеваем под словом «этика» и под понятием «культура личности»?

Культура личности включает несколько аспектов:

1) Культура внешности — один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно-гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотвори самого себя» т.е., что бы школьник осознавал, «что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

2) Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.

Большая роль принадлежит взрослым и в воспитании культуры поведения в общественных местах. Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с помощью нравоучений, какого-то специального морализаторства, а всем образом, укладом жизни, отношениями, существующими в семье. Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. Нужно помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создаёт доброжелательную атмосферу, улучшает настроение. Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых

Условиях надо учить вежливо, а не грубо.

Всегда надо помнить: вы – главный воспитатель, вы – пример.

Непременным условием воспитания у детей культуры общения является формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости общения.

3) Культура речи - ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка.

Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания.

Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Воспитанный человек никогда не позволит себе разговаривать сидя, если собеседники стоят.

Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени  вечерами и в выходные дни. Ругаться при детях не допустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие.

4) Культура быта. Развивая социально-бытовые навыки, родители пользуются словом, воздействием на ребенка личным примером, поощрениями, разъяснениям, советами. Вместе с этим необходимо грамотно сочетать словесные указания с правильной организацией окружающей среды. Создавать ребенку дома такие условия, которые способствовали бы формированию необходимых навыков. При этом необходимо учитывать возрастные особенности. Нельзя требовать от ребенка того, что ему не по силам, но вместе с этим необходимо давать ему возможность выполнять то, что ему доступно.

У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находятся общий язык и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственно

инициативы, -вот условия истинной родительской любви.

         Помимо понимания и уважения к себе, как личности, каждый ребенок, а особенно подросток, должен видеть перед своими глазами образец любви, на основе которого он впоследствии может строить свои чувства по отношению к окружающим его людям.

Складывается впечатление, что большинство подростков в наши дни демонстрируют избирательность слуха. Конечно, они слышат музыку, друзей и даже самые неразборчивые тексты песен, но когда дело доходит до реагирования на просьбы родителей — совсем другая история. Вы уже пробовали кричать и угрожать, чтобы обратить на себя внимание? Ничего удивительного: согласно данным проведенного соцопроса, самым распространенным среди трудных моментов воспитания подростка оказался пункт "мой ребенок меня не слышит". Значит, надо попытаться достучаться до него другими методами.

Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто мы неправильно истолковываем этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – подросток, ревниво отстаивающий свою точку зрения, многое воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться. Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, – то есть, когда у

него эмоциональные проблемы.

         В качестве примера рассмотрим нередкую ситуацию: сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!» Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

-это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»); морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»);

-выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.);

«стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

- а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А, на самом деле, - выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда. Здесь же можно рассказать о четырех целях негативного поведения ребенка. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:

- требование внимания или комфорта;

- желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;

- месть, возмездие;

- утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

         «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.  Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведет к формированию невротической личности ребенка!

Как можно чаще говорите своему ребёнку о том, что он добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытый, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.

У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций.

Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

свернуть

«Как родители могут помочь ребёнку учиться»

Круглый стол (онлайн)
развернуть

Родители придают большое значение образованию своих детей, но при этом не всегда точно знают, как помочь ребёнку с учёбой, а во что лучше не вмешиваться.

Особенно остро этот вопрос стоит с начальной школой, когда всё только начинается, закладывается база и определяется отношение к учёбе на все будущее.

Родители успешных детей делают примерно одно и то же, что помогает их детям преуспеть в учёбе. И это не столько связано с самой учебой, сколько со стилем воспитания в семье, и с моделированием своего отношения к жизни.

Выделяют 9 тактик, как родители могут помочь ребёнку эффективно учиться:

  1. Внимание и позитивное отношение к ребенку

Некоторые дети плохо учатся в школе, потому что неуверенные в себе и имеют низкую самооценку. Уверенный в себе ребёнок с адекватной самооценкой имеет намного больше шансов на успех, чем затюканный.

Почаще напоминайте ребёнку, что вы его любите, и что ваша любовь не зависит от оценок в школе. Это поддерживает его энтузиазм и веру в свои силы, и, в конечном счёте, хорошо отражается на успеваемости.

И пожалуйста, проводите много времени вместе, даже если только вечером, даже если только на выходных. Отложите телефон и побудьте с ребёнком, поиграйте, поговорите.

Не сравнивайте ребёнка с другими детьми в классе или детьми знакомых. Все дети разные. Можно сравнить ребёнка с ним самим же в более ранний период – и обязательно отметить его прогресс. Избегайте абсолютного мышления: не говорите ребёнку, что он всегда такой-то и такой-то (вечно всё забывает, постоянно отвлекается). Если возникла проблема, обсудите конкретный случай, но не распространяйте это на всё и всегда.

Избегайте паники в стиле «все пропало»: ты столько пропустил, что нагнать уже не получится; ты так поздно сел за уроки, что ничего уже не успеешь. Вместо этого, фокусируйтесь на положительной стороне: уже поздно, конечно, но раз ты сел за уроки только сейчас, постарайся сделать самое главное, а завтра начинай делать уроки раньше.

  1. Позитивное отношение родителей к учёбе

Исследования показывают, что у образованных родителей дети более успешны в учёбе. Секрет в отношении к учёбе в семье: знания ценятся родителями – потому и дети относятся к учёбе с уважением.

Чему можно поучиться у маленьких детей – это радости от процесса обучения. Малыши обожают узнавать что-то новое. Со временем учеба превращается в рутину – и радость уже не приносит.

На своем примере покажите, что люди учатся всю жизнь, и что учёба дает полезные знания и навыки, что она помогает вам получать от жизни то, что вы хотите.

Регулярно читайте и делитесь с ребёнком тем, что узнали. Если не знаете ответа на вопрос ребёнка, вместе ищите ответ в интернете и обсуждайте результаты поиска.

  1. Добросовестность, трудолюбие, ответственность

Лучше и легче всего учатся те школьники, которые добросовестны и трудолюбивы. Это даже важнее, чем наличие способностей. Трудолюбивый, настойчивый ребёнок, всегда будет достигать хороших результатов. Моделируйте трудолюбие и добросовестность дома в кругу семьи: делая работу по дому, комментируйте те моменты, где вы делаете дело на совесть.

Воспитывайте в ребёнке целеустремленность и ответственность. Дома разговаривайте о планах на ближайшее и далекое будущее, и о том, как этого достичь. Делитесь новостями с вашей работы, просите совета у ребёнка. Договоритесь с ребёнком о его домашних обязанностях и поощряйте их выполнение без ваших напоминаний.

  1. Адекватное отношение к успеваемости

Иногда для родителей оценки стоят на первом месте. В таком случае, неудачи в школе могут подрывать самооценку ребёнка. Здесь важно не завышать ожидания от ребёнка, и оценивать ребёнка исходя не только и не столько из успеваемости в школе. Не требуйте идеальности от ребёнка. Неудачи и трудности в школе – нормальная часть процесса обучения. Помогите ребёнку справляться с неудачами и учиться на ошибках: обсудите с ним, что пошло не так, и что надо сделать, чтобы улучшить ситуацию. Показывайте на своём примере, как вы решаете проблемы и относитесь к своим ошибкам.

  1. Режим дня

Да-да, все знают, что детям важно хорошо питаться, высыпаться, достаточно отдыхать, и заниматься спортом. Но иногда, в погоне за дополнительными секциями, родители забывают об этом.

Здесь все просто. Если ребёнок не выспался – он не может думать продуктивно. Ребёнку необходимо спать минимум 8 часов в сутки. Научно доказано, что во время сна мозг не отдыхает, а усваивает новую информацию, полученную за день. Дети, которые высыпаются, учатся быстрее, лучше фокусируются и эффективнее запоминают.

Питание также важно: не слишком много, не слишком мало. Включите в рацион ребёнка жирную рыбу, яйца и орехи. И вода. Ребёнок должен пить  достаточно воды. Купите ребёнку красивую многоразовую бутылку для воды и приучите регулярно ее выпивать и наполнять снова. Спорт несколько раз в неделю помогает мозгу справляться с нагрузками. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки. Отдых также необходим детям, как и учёба. Для начальных классов лучший отдых – это игра. В учёбе нужно делать перерывы: на каждые 25-30 минут активной учёбы необходимо 5-10 минут отдыхать. Время для домашнего задания нужно выделить днём или рано вечером, но не ночью. Лучше чтобы ежедневно это было одно и то же время, чтобы выработалась привычка. Самый сложный материал нужно повторить перед сном – тогда он лучше обработается мозгом ночью – и на утро легче вспомнится!

Обратите внимание на то, в каких условиях дома учится ваш ребёнок: на кухне при включенном телевизоре, перед компьютером с играми или в отдельной комнате, где ничего не отвлекает? Организуйте рабочее место для ребёнка – красивое и комфортное. Уберите всё, что может мешать. И старайтесь сами не отвлекать ребёнка.

  1. Нагрузка в меру

Некоторые дети заняты весь день, больше взрослых: после школы они посещают тысячу кружков и секций, занимаются тремя видами спорта, у них есть репетиторы по многим предметам. А ещё родственники, друзья, общение, интернет, игры. И отдых, которого нет. Не старайтесь объять необъятное, не записывайте ребёнка в 10 кружков и секций. Лучше помочь самому ребёнку определить свои склонности и интересы – и отправить в соответствующую студию.

Большинство проблем с предметами в школе решаемы: поговорите с учителем и выясните у ребёнка, в чем проблема.

Следите, чтобы нагрузка соответствовала возрасту.

  1. Помогите ребёнку организовать своё время

Все взрослые знают, что дела бывают срочные и несрочные, важные и не очень. Но детям это не так очевидно. Для детей, подготовка к тесту, чтение книги и компьютерная игра могут стоять на одном уровне срочности и важности. Вместе с ребёнком обсуждайте, какие дела у вас сегодня вечером важные, а какие не очень: приготовить ужин, погулять с собакой, поиграть на компьютере, поболтать с подругой. Вместе тренируйтесь ставить цели. Таким же образом, тренируйте ребёнка ставить самому себе цели: хочется в воскресенье поехать к другу в гости, значит, уроки нужно сделать в субботу. Дальше – цели более длительные: хочется получить хорошую оценку за тест, значит нужно учить слова каждый день, читать тексты и делать задания, на уроках активно работать и задавать вопросы, сделать конспект, а перед тестом все повторить вовремя.

  1. Терпение, терпение, терпение

Иногда родители слишком спешат научить детей всему и сразу: читать в 2 года, английскому в 3 года, писать в 4, математике в 5... Излишняя нагрузка не по возрасту приводит к стрессу и усталости. При первых неудачах или трудностях родители расстраиваются. Ребёнок при этом теряет веру в свои силы и развивает негативное отношение к учёбе.

Родители нервничают и нанимают репетиторов. Это приводит к еще большей нагрузке – и всё по кругу. Относитесь терпеливо к процессу развития ребёнка. До школы и в самом начале школы игра и социальные навыки – намного важнее учёбы и знаний. И помните, что трудности в учёбе – это также шанс для ребёнка научиться решать проблемы, справляться с неудачами и учиться на своих ошибках.

  1. Не давайте ребёнку рыбку, а научите ребёнка ловить её

Научите ребёнка учиться. Не делайте уроки за ребёнка, и не делайте уроки с ребёнком. Излишняя опека и контроль расслабляют. В результате, дети находятся в позиции ожидания помощи, указаний, поддержки. Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность и ответственность.

Научите ребёнка, как организовать своё время, как работать эффективно, как ставить цели и добиваться их – а саму учёбу предоставьте ребёнку. Конечно, если ребёнок обратится за советом или попросит объяснить трудный материал, обязательно помогите ему. Но вместо того, чтобы решить за него задачу, объясните принцип решения. А еще лучше – посоветуйте ребёнку, что нужно сделать, чтобы самому найти ответ на свой вопрос. Так вы дадите ребёнку инструмент для успешной учёбы и уверенность в себе при любых обстоятельствах.

Лучшее, что вы можете дать ребёнку – это знание того, как он сам может найти, понять, и запомнить нужную ему информацию.

свернуть

Убивает наркотик. Но убийца - закладчик.

развернуть