Роль школьного музея в образовательном процессе

Краеведческий музей создан в Государственном учреждении образования «Хоромская средняя школа» Столинского района в целях содействия приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.

Музей является одной из форм работы по развитию творческой, интеллектуальной деятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и пропаганды материалов источников по истории региона, имеющих воспитательную и научно- познавательную ценность.

Музей учреждения образования способствует:

 - воспитанию у детей и подростков патриотизма, гражданственности, уважения традиций, культуры и истории своего народа, бережного отношения к истории и традициям своей школы;

- приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.

Задачами музея учреждения образования являются:

- использование культурных ценностей родного края для развития детей и подростков;

- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

- организация активной экскурсионно-массовой работы с учащимися;

- осуществление воспитательной и образовательной деятельности музейными средствами;

- организация культурно-просветительной деятельности среди учащихся.

Музей учреждения образования принимает участие в выставках, конкурсах, смотрах, включается в программы культурно - патриотического и молодежного движения, районных конкурсах, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.

Эффективность использования школьного музея в обучении во многом

определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы,

включающей музейный материал в учебный процесс.

 В практике нашей школы сложились следующие виды работы:

 - учебная экскурсия в музее;

 - урок-экскурсия;

 - использование музейных предметов учащимися в качестве учебных

пособий на уроке;

 - демонстрация музейных предметов во время беседы с учениками.

Музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой.

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школе ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеклассной работе для приобщения учащихся к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.

В процессе подготовки детей 6-летнего возраста, не посещающих дошкольное учреждение, проводится экскурсия по теме «Моя деревня – земля предков». Во время экскурсии дети знакомятся с предметами быта и орудиями труда предков.

Воспитанники детского сада посещают зал краеведения при изучении диких животных и птиц. В зале военной истории дошкольники знакомятся с историей Великой Отечественной войны накануне праздника Дня Победы.

Экспозиции музея широко используются на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, литературы, английского языка, биологии, истории Беларуси, а также при проведении воспитательных мероприятий в рамках тематических недель.

При организации работы в шестой школьный день проводятся тематические и обзорные экскурсии с учащимися нашей школы и других учреждений образования района.

В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.

Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния является историко-краеведческая экскурсия, которая дает возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся.

Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории. В практике учителя истории широко используются музейные уроки, посвященные краеведческим темам и изучению истории Великой Отечественной войны. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися.

Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Традиционные выставки ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края.

Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.

Руководитель музея – Домнич Надежда Ивановна, учитель начальных классов.

ГУО «Хоромская средняя школа» Столинского района Брестской области. Тел. 95-5-38