"Зеленые школы"

В Республике Беларусь стартовал международной проект «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», финансируемый Европейским Союзом. Проект реализуется Программой развития ООН в Беларуси в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в 2018-2022 гг. 

Приоритетами проекта являются создание и поддержка мониторинговых клубов и общественных координационных экологических советов в областях Беларуси, развитие сети «зеленых школ».

Проект «Зеленые школы» - комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, повышения уровня экологической направленности образования, информированности молодежи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

Цель проекта «Зеленые школы» - создание сети «зеленых школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов.

Основными задачами проекта «Зеленые школы» являются:

формирование высокой экологической культуры учащихся, повышение их социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды; повышение уровня экологического образования учащихся;

  • формирование экологически ориентированного поведения учащихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через приобретение практических навыков;
  • внедрение в практику работы учреждений образования мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами;
  • информирование учащихся, педагогических работников, законных представителей несовершеннолетних учащихся по вопросам сохранения биоразнообразия, экономии водных ресурсов и энергии, обращения с отходами, экологически грамотного потребления товаров и услуг; интеграция учреждений общего среднего образования в международную сеть «Зеленых школ»;
  • развитие сотрудничества между учреждениями образования, между учреждениями образования и территориальными органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, между учреждениями образования и местным населением.

Проект «Зеленые школы» включает в себя работу по следующим направлениям:

  • ВОДОСБЕРЕЖЕНИЕ
  • ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
  • БИОРАЗНООБРАЗИЕ
  • ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
  • ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
  • КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА.

Документы по "Зеленым школам" можно посмотреть здесь.

Больше информации о проекте зеленых школ в Беларуси доступно на сайте зеленых школ.

Приказ "О реализации экологического образовательного проекта «Зеленые школы»"

07.09.2018  № 21
развернуть

ПРИКАЗЫВАЮ:

С целью повышения самосознания учащихся по сбережению окружающей среды, приумножению и развитию природных ресурсов,  экономии энерго - и водных ресурсов необходимо:

1.Утвердить координационный совет в следующем составе:

  1. Н.В.Мазан – учитель географии, руководитель проекта
  2. С.П.Зиедоне – учитель биологии и химии
  3. Г.В. Крох – учитель физики
  4. Л.В.Шорох – учитель обслуживающего труда
  5. Н.И.Домнич – руководитель школьного музея
  6. Г.В. Федорчук – педагог начальных классов
  7. С.В. Гарост - педагог начальных классов

2.При организации работы координационному совету руководствоваться Положением о реализации проекта «Зеленая школа».

3. Назначить ответственных педагогов за направления по разделам:

С.П. Зиедоне, Л.В.Шорох, С.В.Гарост (Раздел 1. «Биоразнообразие»), Г.В. Крох, Н.И.Домнич (Раздел II «Энергосбережение» ), С.П. Зиедоне , М.С. Машлякевич - (Раздел III «Водосбережение»), Н.В.Мазан, Г.В.Федорчук (Раздел 4 «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)».

4. Отражать результативность работы на школьном сайте школы, в школьной газете «Прамень».

5.Заслушивать информацию координационного совета о проделанной работе на совещаниях при директоре не реже одного раза в год.

 

Директор                Н.А.Теслюк

свернуть

План работы учреждения образования по реализации проекта «Зеленые школы»

развернуть

План работы ГУО «Хоромский учебно-педагогический комплекс 

ясли-сад – средняя школа»

по реализации проекта «Зеленые школы»

на 2018-2022 г.г.

Направление  «Биоразнообразие»

Цель: изучение биоразнообразия на пришкольной территории;

Задачи: - определить  виды растений, птиц, насекомых, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников;

              - создать картосхему пришкольной  территории; дендропарка

              - изготовить и разместить скворечники для птиц, убежища для летучих мышей, беспозвоночных животных;

              - занести информацию о видах травянистых и древесных растений, насекомых, птиц в он-лайн базу данных florafauna.by.  

Задание

Сроки выполнения

Ответств.

пед.работники

Содержание задания

Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории

с 15 .09.2018 г. и далее ежегодно

С.П.Зиедоне

С.В.Гарост

1.Создать картосхему пришкольного участка.

2.Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории

3.Обозначить местонахождение травянистых растений на картосхеме.

4.Рядом с картосхемой  разместить  изображения каждого вида травянистых растений.

5.Информацию о биоразнообразии дикорастущих травянистых растениях занести в он-лайн базу данных florafauna.by

6.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

7. Обновлять ежегодно информацию

Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории.

с 10 по 25 мая

ежегодно

С.П.Зиедоне

С.В.Гарост

Н.И.Домнич

Н.В.Мазан

1. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории.

2. Обозначить местонахождение всех аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на картосхеме пришкольного участка

3. Рядом с картосхемой  разместить изображения каждого вида деревьев и кустарников.

4.Информацию о биоразнообразии аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников занести в он-лайн базу данных florafauna.by

5.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

Изучение разнообразия птиц на пришкольной территории.

постоянно

С.П.Зиедоне

С.В.Гарост

Г.И.Федорчук

1. Изучить разнообразие птиц  на пришкольной территории.

2. Обозначить места наблюдения птиц на пришкольной территории на картосхеме.

3.Рядос с картосхемой разместить  изображения каждого вида птиц.

4. Информацию о биоразнообразии птиц занести в он-лайн базу данных florafauna.by

5. Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

Изучение разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории.

в течение года

Гарост С.В.

Зиедоне С.П.

Машлякевич И.П.

1. Изучить разнообразие наземных насекомых   на пришкольной территории.

2. Обозначить места наблюдения наземных насекомых на пришкольной территории на картосхеме.

3.Рядос с картосхемой разместить изображения каждого вида наземных насекомых.

4. Информацию о биоразнообразии наземных насекомых занести в он-лайн базу данных florafauna.by

5. Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

Анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории.

Ежегодно

Зиедоне С.П.

1.Провети анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории.

2.Составить план действий на 3 года.

3.Согласовать план с администрацией.

Создание искусственных гнездовий для птиц, убежищ для летучих мышей.

Ежегодно

Дранец В.В.

Гапко К.Д..

1.Изготовить  скворечники.

2.Выбралть место для убежища летучих мышей.

3. Отметить расположение скворечников и убежища для летучих мышей на картосхеме.

4.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

Создание на пришкольной территории убежищ для беспозвоночных животных.

05.06.2019, далее -   постоянно

Гапко   К. Д.

Домнич Н.И.

1.Создать убежища для беспозвоночных.

2.Их расположение отметить на картосхеме.

3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

Создание "Клумбы для бабочек".

7.05.2019 г., далее - ежегодно (май месяц)

Федорчук Г.В.

Гарост С.В.

1.Создать «Клумбу для бабочек".

2. Отметить расположение клумбы на картосхеме.

3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

Создание "дикого луга", дендропарка

По мере возможности

Н.В.Мазан

С.П.Зиедоне

1.Часть школьной территории выделить под "дикий луг".

2. Отметить расположение луга на картосхеме.

3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

Посадка местных видов деревьев.

Ежегодно

Н.В.Мазан

С.П.Зиедоне

1.Посадить саженцы деревьев

2. Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

Направление  «Энергосбережение»

Цель: изучение потребления электроэнергии в школе и дома.

Задачи: - изучить места потребления энергии в школе;

              - указать на схематическом плане здания школы основные приборы, потребляющие энергию;

              - изучить потребление электроэнергии дома;

              - разработать памятки по рациональному использованию энергии.

Задание

Даты выполнения

Ответств.

пед.работник

Содержание задания

Изучение потребления электроэнергии в школе.

апрель 2019 г., далее – постоянно

Учителя физики,

Информатики

1.Изучить потребление электроэнергии в школе.

2.На схематическом плане здания школы указать основные приборы, потребляющие энергию.

3.Отчет разместить на сайте учреждения образования.

2

Изучение потребления электроэнергии жилого дома

Декабрь

2018 г.

март 2019 г.

Учитель физики

1.Изучить потребление электроэнергии дома.

2.Разработать памятки по рациональному использованию энергии.


Направление  «Водосбережение»

Цель: изучение потребления  воды в школе.

Задачи: - изучить места потребления воды в школе;

              - изучить и проанализировать информацию о потреблении воды в школе;

              - уменьшить объёмы потребления воды в школе.

Задание

Даты выполнения

Ответств.

педагогический работник

Содержание задания

Изучение потребления воды в Хоромском УПК детский сад – средняя школа»

март 2019 г, далее постоянно.

С.П.Зиедоне

Н.В.Мазан

М.С.Машлякевич

Н.И.Домнич

1.Изучить потребление воды в школе.

2.На стенде вывесить список мест потребления воды в школе, режим их работы.

3. Разместить информацию о потреблении воды на сайте учреждения образования.

Анализ ситуации по эффективности использования воды в школе. План действий по ее сбережению.

03.10.2018, далее -  ежегодно.

Педагоги первой ступени обучения

1.Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе.

 2. Составить план действий по ее сбережению.

3.План согласовать с администрацией.

4.Вывесить план на стенде.

3

Отчет о реализованных действиях  по уменьшению потребления воды в школе.

Февраль-май 2019

далее – ежегодно

Н.И.Домнич

Г.В.Федорчук

1.Составить отчет о реализованных действиях.
2.Отчет разместить на сайте учреждения образования.

 

 

Направление  «Обращение с отходами»

Цель: минимизация объемов образования отходов в школе.

Задачи: - изучить состав образующихся  в школе и дома отходов;

              - привлечь школьников и педагогов к уменьшению отходов внутри школы и дома;

              - организовать раздельный сбор отходов в школе;

              - создать приспособления для компостирования органических отходов (сорняки, листья).

Задание

Даты выполнения

Ответств.

педагогический работник

Содержание задания

Изучение состава образующихся  в школе отходов, анализ источников их образования

постоянно

Л.В.Шорох

1.Изучить состав образующихся отходов.

2.Проанализировать источники их образования.

3. Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

2

План действий по минимизации  объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.

Ежегодно

Л.В.Шорох

С.В.Гарост

1.Составили план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.

2.Согласовали план с администрацией учреждения образования.

3. Вывесили план на стенде «Зеленая школа»

3

Выполнение плана действий по минимизации отходов в школе.

Февраль -май 2019г

Далее регулярно

Л.В.Шорох

1. Выполнить пункты плана по минимизации отходов в школе.

2.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

4

Создание приспособления для компостирования органических отходов (сорняки, листья).

Апрель

2019 г

Гапко К.Д,

1. Создать  приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья).

2.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

5

Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработка семейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.

май 2019 г.

Шорох Л.В.

1.Изучить состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях.

2.Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.

3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

Направление  «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

Цель: информирование учащихся и общественности по вопросам экологически грамотного поведения в природе и обществе.

Задачи: - проводить информационно-экологические мероприятия;

               - выдвигать природоохранные инициативы;

               - участвовать в экологических конкурсах, проектах, акциях

               - освещать акции в СМИ.

Задание

Даты выполнения

Ответств.

педагогический работник

Содержание задания

Обследование  состоя-ния  русла малой  реки Горынь, озера Пересуха, озера д. Лисовичи

Октябрь-ноябрь

Н.В.Мазан

С.П.Зиедоне

1.Изучить растительный мир  реки

2. Изучить животный мир реки.

3. Изучить рельеф прилегающей к реке территории.

4.Очистить участки прибрежной зоны  от захламлённости, бытового мусора

5. Отчёт разместить на сайте учреждения.

Изучение проблемы утилизации батареек

Декабрь-январь

2018-2019 г.

Н.В.Мазан

1.На  общешкольном  родительском   собрании   провести   социологический  опрос   по  выяснению  знаний  населения  о  правильной  утилизации  батареек.

2. Выявить   ближайшие места  сбора использованных батареек

3. Изучить количество батареек, использованных  в быту  в  семьях учащихся  на момент проведения исследования

Изготовление наглядного природоохранного информационного материала учащимися. Принять участие в НПК

Март 2019 г.

Далее ежегодно

Н.В.Мазан

1.Подготовить для местного населения наглядный природоохранный материал.

2. Разработать для населения листовки, призывающие к правильной утилизации батареек.

3.Разместить плакаты, листовки в общедоступных местах.

4.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

Информационное экологическое мероприятие для местного населения.

Ежегодно

С.П.Зиедоне

1.Подготовить сценарий мероприятия.

2.Подготовить выступления учащихся.

3.Пригласить родителей учащихся.

4.Провести мероприятие.

5.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

Освещение наших акций в СМИ.

29.05.2019

Далее ежеквартально

Н.В.Мазан

1.Выпустить номер школьного журнала экологической направленности.

2.Осветить в нем экологические мероприятия.

3.Экологический  номер журнала «Школьный Калейдоскоп» разместить на сайте учреждения образования.

Природоохранные инициативы.

14.03.2019

21.03.2019

12.04.2019

13.04.2019

Н.В.Мазан

1.Провести анкетирование по  проблеме в микрорайоне учреждения.

2.Провести акцию по сбору использованных батареек ""Сдай батарейку - получи лотерейку!"

3. Подготовить  материал по итогам акции для участия в конкурсе экологических проектов "Зелёная школа"

4. Подготовить к выпуску тематический номер школьного периодического издания "Школьный Калейдоскоп"

 

Ответственный за выполнение плана                         ЗД по УР     Н.В.Мазан

свернуть

Экологический проект «ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»

«День защиты окружающей среды от экологической опасности»

на территории школьного парка  

развернуть

Экологический проект «ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»,

под девизом «Только вместе, только дружно помогать природе нужно!»

 

Цель: формирование основ экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее и отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Задачи:

— формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

— развитие познавательного интереса к миру природы;   развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;

- создание экологически благоприятной среды на территории парка;

-содействие сотрудничеству детей и взрослых.

Участники проекта: учителя, учащиеся, родители.

Срок реализации: сентябрь - июнь 2018-2022 г.

Длительность проекта: долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

-Воспитание бережного отношения к природе воспитанников (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия).

- Создание на территории парка экологически благоприятной среды.

- Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности и профессионального мастерства педагогов по теме проекта.

- Повышение уровня знаний по экологии у учащихся и воспитанников уровня экологической культуры родителей.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Направления деятельности

Сроки

Постановка цели и задач.

февраль

2019 г.

Определение методов исследования.

февраль

2019 г.

Предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями (беседы, консультации, рекомендации для,педагогов, воспитателей, родителей).

февраль

2019 г.

Организация развивающей среды:

o      Изготовление   макета («Лес», « Море», «Зоопарк» и т.д.)

o      Подготовка листовок об объекте природы на своем участке.

o      Оформление «Экологического стенда» (статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома) – в каждой группе

o      Лаборатория «Наука»/старший возраст: осуществление простейших опытов, исследование окружающей среды доступными для их возраста методами ( «Игровая экология», «Вода – волшебница», «Воздух невидимка», «Почва – живая земля», «Камни, песок, глина»).

o      Мини-проект:

- осуществление простейших опытов, исследование окружающей среды доступными для их возраста методами («Игровая экология», «Вода – волшебница», «Воздух невидимка», «Почва – живая земля», «Камни, песок, глина»).

- ознакомление детей с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала.

Февраль- март

2019 г.

Презентация : «Сберегу планету»

   Февраль

     2019 г.

Стенгазета «Мы голосуем за чистую планету»

февраль

2019 г.

Выбор темы экологического проекта воспитателями. Составление плана работы.

февраль

2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

План проекта

Мероприятие

Сроки

 

Проектная деятельность в каждой возрастной группе (по выбору педагогов, воспитанников или родителей)

Март-июнь

2019 г.

Всемирный День воды

Экологическая акция «Берегите воду»:

üЧтение рассказов Н.А.Рыжовой «Жила-была река», «Как люди речку обидели», Н.Васильковой «О чем мечтает ручеек» и т.д..

üВыпуск и распространение листовок с детьми старшего дошкольного возраста «Берегите воду!».

üКонкурс на лучшую сказку о бережливом отношении к водоемам, воде.

üИгры «Какая бывает вода?», «Мыльные пузырьки», «Ловля рыбы», «Очистим водоем», «Путешествие капельки», «Кто быстрее перенесет воду из одного сосуда в другой».

üВыставка детских рисунков «Волшебница-вода».

ü Викторина для родителей с вопросами:

Сколько воды уходит на 5-минутный душ? – 114-230 литров

Сколько воды уходит на чистку зубов? - 9 литров

Сколько воды уходит на мытье посуды? - около 91 литра

Знаете ли вы, что человек состоит из воды на 66%. Курица – на 75%. Слон – на 70%. Помидор - на 95%.

Знаете ли вы, что после 10-минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день?

üЗанятия-экспериментирования: «Почему вода грустит?», «Круговорот воды в природе», «Очищение воды с помощью фильтра», «Свойства воды» (с участием куклы Капитошки)

 

Праздник   «Волшебница-вода». (1 – 4 классы)

март 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22 марта 2019

Театральная неделя «Экологическая сказка»

22-29 марта

2019 г.

Международный День птиц

üлистовки с призывом «Помоги птицам зимой!»

üсоветы для родителей   «Как смастерить гнездовье (домик) для птиц»,

ü развлечение, посвящённое дню птиц:

1 апреля 2019

Всемирный День здоровья

Развлечение «Закаляйтесь-ка, друзья».

Апрель

2019 г.

День экологических знаний: « Путешествие по экологической тропе».

Экологический КВН «Знатоки природы» .

 

апрель 2019 г.

Всемирный День Земли

üПодготовка буклета для родителей «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик…).

üРазвлечение «Давайте все вместе позаботимся о нашей планете!».

22 апреля 2019 г.

Общий субботник с родителями «Чистый детский сад – здоровые дети»

üЛистовки с призывом участвовать на субботнике

üЕженедельные трудовые десанты «Чистый участок»

üПосев семян культурных растений и высадка рассады цветов.

üФотостенд о субботнике «Вот как стало зелено!».

Апрель-май

2019 г.

Международный День семьи

üСпортивные состязания «Эстафета между семьями!»

 

 

15 мая 2019 г.

 

 

Родительский круглый стол «Экология и здоровье дошкольника»

Май 2019 г.

Международный День защиты детей

üвыставка рисунков на асфальте «Добрый мир

детства»

Праздник, посвященный Дню защиты детей.

1 июня 2019 г.

 

 

 

Развлечение: «Всемирный День окружающей среды»

5 июня 2019

 

Руководитель проекта:

Н.В. Мазан

 

Авторы-составители:

Г. В. Федорчук 

Г.В. Гарост

С.П. Зиедоне

Л.В. Шорох

Н. Ф. Кунай 

М. С. Машлякевич 

свернуть